Основные причины повреждений кузова и методы их устранения

Кузов любого автомобиля подвергается разнообразным воздействиям даже больше, чем другие его компоненты, что приводит к его быстрому износу. Кузовной ремонт является одной из наиболее частых причин обращения автовладельцев в автосервис. Широкомасштабный ремонт кузова, включающий стапельные, арматурные и малярные работы, может быть выполнен только квалифицированными специалистами в специализированных условиях СТО, где есть необходимое оборудование, в то время как незначительные повреждения можно исправить самостоятельно.

Причины повреждений кузова

Износ и повреждения кузова могут иметь разные причины.

Технологические и конструкционные повреждения связаны с нарушениями в обработке металла кузова, проведении покрасочных работ, низким качеством сборки, слабым креплением деталей и дефектами в конструкции.

Эксплуатационные повреждения и естественный износ возникают из-за напряжения, статической и динамической нагрузки, которым подвергаются элементы кузова в процессе эксплуатации. Это могут быть повреждения, связанные с усталостью металла, высокочастотными вибрациями рабочих узлов. Аварийные повреждения возникают при авариях, ДТП и столкновениях. Большое количество повреждений обусловлено неправильным уходом за автомобилем, его хранением в неблагоприятных условиях, что также приводит к ускоренному износу.

Причины повреждений кузова

Главные факторы, приводящие к повреждениям, включают:

  • Коррозия — окисление и разрушение металла. Это может быть вызвано атмосферными осадками, влажным воздухом, конденсатом и химически агрессивными веществами, такими как растворы электролитов и антигололедные реагенты. Коррозия также может быть вызвана контактом металлических деталей с деталями из других материалов. Особенно уязвимыми местами являются труднодоступные участки, зазоры и загибы кромок, которые сложно очистить, просушить и проветрить.
  • Абразивный износ — воздействие твердых частиц, содержащихся в загрязненном воздухе или попадающих на кузов с дорожного покрытия. Абразивный износ способствует развитию коррозии.
  • Контактное трение между дверьми, крыльями и другими металлическими деталями.
  • Вибрация, которая может вызывать появление трещин и разрушение сварных соединений.

Езда по дорогам с плохим покрытием, буграми и выбоинами, сопровождающаяся толчками, ударами и вибрацией, является одной из основных причин повреждений кузова. Если автомобиль хранится под открытым небом или в сыром и холодном гараже, редко моется или не вытирается до суха после мытья, не обрабатывается защитными составами, а также если водитель ведет агрессивный стиль вождения или неаккуратно обращается с автомобилем, вероятность повреждений и ускоренного износа увеличивается.

Согласно статистике, повреждения в результате ДТП чаще всего затрагивают переднюю часть кузова, в то время как повреждения задней части встречаются реже, а повреждения боковых областей фиксируются самым низким числом. Размеры повреждений в авариях прямо пропорциональны скорости столкнувшихся объектов. При столкновении выделяется кинетическая энергия, которая продолжает воздействовать, пока ее полностью не погасят. Это может вызвать цепную реакцию, приводящую к повреждениям и разрушениям кузовных деталей.

Виды износов и повреждений

Кузов может быть поврежден по разным причинам, которые могут проявляться отдельно или в комбинации друг с другом:

  • Деформация кузовных деталей, такая как вмятины, складки и перекосы. Серьезные деформации могут привести к смещению отдельных деталей, избыточным вибрациям, перегрузке ходовой части и потере стабильности автомобиля.
  • Самые опасные деформации — это перекосы, которые изменяют геометрию кузова. Это может привести к изменению формы и размеров дверных и оконных проемов, каркаса салона и крышки багажника. Двери и окна могут заедать или, наоборот, провисать.
  • Смещение лонжеронов — еще одно нарушение геометрии кузова.
  • В местах, где стойки автомобиля соединяются с кузовом, могут появляться трещины из-за ударов, вибраций, неправильного балансирования колес. Трещины также могут образовываться на брызговиках, распорках, кожухе карданного вала, лонжеронах, местах крепления сидений, амортизаторов, распорок, кронштейнов рессор и топливного бака.
  • Часто ломаются сварные соединения в других местах, особенно в точках и швах, которые подвергаются наибольшим нагрузкам. Например, соединения распорки с лонжероном или брызговика с аркой.
  • Крепежные детали кузова, такие как болты, гайки и гайкодержатели, могут обрываться. Если эти повреждения не устранить немедленно, они могут привести к более серьезным проблемам.
  • Несовершенное соединение отдельных деталей кузова может вызывать стуки и скрипы при статической нагрузке и движении.
  • Лакокрасочное и антикоррозионное покрытие может разрушаться из-за механических повреждений и воздействия агрессивных веществ.

Даже незначительные повреждения кузова могут быть опасными: если царапина затрагивает антикоррозионное покрытие, коррозия может быстро распространиться. Коррозия может быть поверхностной, охватывающей большую площадь, или глубокой, проникающей в глубь металла. Последняя является более опасной, так как приводит к хрупкости металла из-за коррозии.

Виды износов и повреждений

Изменение геометрии кузова, перекосы, трещины и разрушение сварных соединений могут значительно ухудшить управляемость автомобиля и вызвать аварийные ситуации. Поэтому любые повреждения кузова, будь то коррозионные или механические, необходимо незамедлительно устранять.

Неисправности кузова и их исправление в виде таблицы

п/п Неисправность Причина неисправности Способы устранения
1 Вмятины на деталях кабины и оперения. Остаточной деформации металла при ударах. Методом вытягивания.
2 Износы отверстий и поверхностей. Результат трения деталей при движении автомобиля. Ускоренному износу способствует ослабление крепления деталей. Заварка отверстий, наплавкой поверхностей или замена изношенного участка детали.
3 Нарушение целостности металла (трещины, разрывы и пробоины, обрывы). Перенапряжение металла в результате ударов и изгибов, а так же вследствие непрочного соединения узлов и деталей. Сварка, постановка заплат, вставок, замена части детали или полная замена детали.
4 Нарушение сварных, клепанных и болтовых соединений. Результат действия на кабину и определение знакопеременных нагрузок при движении автомобиля. Сварка, клепка, восстановление резьбы и заменой болтов.
5 Деформации узлов или профиля. Либо результат длительного воздействия нагрузок при нормальной эксплуатации автомобиля, либо результат аварийных повреждений. Прогибы и перекосы устраняют правкой с помощью механических или гидравлических приспособлений, скручивание деталей устраняют правкой или заменой детали, а растянуты или стянутые поверхности правят холодным способом или с нагревом.
6 Коррозия металлических частей. Нарушение лакокрасочных покрытий, механических воздействий, нарушение технологии окраски при ремонте автомобильной техники. Коррозия бывает равномерная, когда металл разрушается равномерно по всей поверхности, или местная, тогда металл разрушается на отдельных участках. Местная коррозия обнаруживается по темным местам или черным точкам на металле и является наиболее опасной, так как в короткий срок приводит к разрушению металла с образование сквозных отверстий. Устраняется химическим или механическим способом, постановкой заплат, заменой части детали, пораженной коррозией.

Способы устранения повреждений кузова авто

При наличии физического повреждения, деталь стараются восстановить в исходной форме, если это возможно. В случае, если восстановление невозможно, деталь заменяется новой.

Самый простой вид ремонта заключается в устранении внешних повреждений обшивки, при условии, что каркас салона и подрамник не пострадали. Если из-за деформации кузова изменились расстояния между точками крепления основных компонентов, необходимо восстанавливать геометрию. Однако это не всегда возможно, так как повреждения могут быть настолько серьезными, что замена всего кузова станет более экономически обоснованной и безопасной. Для экономии средств можно заказать подходящий кузов в хорошем состоянии с автомобильной разборки.

Основные методы и техники кузовного ремонта включают:

  • Предварительное грубое выравнивание с помощью выколотки.
  • Окончательное выравнивание с помощью рихтовки.
  • Устранение возникших пузырей в результате рихтовки путем нагрева металла горелкой или точечной сваркой, а затем охлаждение.
  • Напайка оловянным припоем для закрытия вмятин, а затем удаление излишков и полировка. Этот метод применяется, если вмятина небольшая и демонтаж детали для рихтовки затруднительный.
  • Шпатлевание небольших вмятин с последующим шлифованием и полировкой шпатлевки. Обычно шпатлевка наносится несколькими слоями.
  • Вытягивание вогнутостей пустотелых деталей с помощью специального инструмента, наподобие гвоздодера. Цилиндрические стержни, напоминающие форму гвоздей, привариваются к очищенной вмятине, а затем их тянут с помощью гвоздодера, используя его как рычаг.
  • Сварка трещин.
  • Выпрямление искривлений с использованием силового оборудования.
  • Покрасочные работы.

Инструменты для рихтовки кузова

Для устранения недостатков поверхности необходимо удалить верхний слой покраски и заполнителя, чтобы полностью подготовить поверхность для выравнивания. Глубокие вмятины должны быть выравнены постепенно, двигаясь от краев к центру. Если на поврежденной области есть детали разной жесткости, необходимо начать с более жестких деталей. Если возникли складки, то их выравнивание должно быть начато в первую очередь. Для поддержки поверхности в процессе выправления используют наковальню соответствующей формы. Лучше всего на верстаке выполнять рихтовку съемных компонентов.

Для коррекции и исправления искривлений требуется специализированное оборудование, такое как гидравлические домкраты, угольники с удлинителями, вставками и цепями. Цепи должны быть закреплены под прямым углом к поврежденной области, чтобы выправление происходило в направлении, противоположном деформации. Процесс растяжки начинается с минимального смещения, затем сила постепенно увеличивается.

Инструменты для рихтовки кузова

После коррекции могут возникнуть остаточные напряжения, которые передаются на втулки и амортизаторы автомобиля, что может привести к их отрыву во время движения. Для предотвращения таких проблем, необходимо выполнять рихтовку кузова с существенными повреждениями при снятых механических компонентах. Если доступ к ним ограничен из-за деформации, предварительная рихтовка должна быть выполнена без удаления этих компонентов. Растяжку рекомендуется сопровождать выстукиванием складок. По завершении процесса рихтовки всю выправленную область рекомендуется выстукивать рихтовочным молотком через деревянную прокладку, чтобы устранить внутреннее напряжение.

Вытяжка деформированного лонжерона

Безрамный корпус, в котором основа не отсоединяется от каркаса, может быть отремонтирован только в сервисном центре, используя специальное оборудование с жесткой основой. Также рекомендуется проводить покраску в специальной покрасочной камере, чтобы избежать нанесения пыли и насекомых на свежеокрашенную поверхность. В случае выполнения лакокрасочных работ в гараже необходимо предварительно убрать его.

Перед покраской рекомендуется разобрать кузов на отдельные детали, чтобы обеспечить более качественное покрытие труднодоступных участков. Поврежденные участки должны быть тщательно очищены от коррозии и покрыты кислотным грунтом. Вся поверхность, предназначенная для покраски, должна быть отшлифована машинкой или вручную с помощью наждачной бумаги, а затем обезжирена и покрыта акриловой грунтовкой с использованием пульверизатора. После высыхания грунта поверхность снова шлифуется. Обычно проводятся три слоя краски, при этом вязкость уменьшается с каждым слоем.

Вытяжка деформированного лонжерона

Помимо естественного износа и повреждений, которые возникают в процессе эксплуатации автомобиля, могут также возникать аварийные и связанные с неправильным уходом повреждения, приводящие к ускоренному износу. Любые повреждения кузова следует устранять как можно скорее, чтобы избежать возникновения дополнительных неисправностей. Рихтовку вмятин можно выполнить самостоятельно в гараже, а при серьезных нарушениях геометрии кузова рекомендуется обратиться в сервис, где имеется необходимое силовое оборудование.

Часто задаваемые вопросы о повреждении кузова

Как можно исправить геометрические искажения кузова?

Обычно такие повреждения возникают в результате дорожно-транспортных происшествий. Их восстановление осуществляется в автосервисе с помощью мощного гидравлического оборудования и молотков.

Какие поверхностные дефекты могут появиться после выпрямления?

Повреждения могут иметь различную природу в зависимости от площади поверхности. На большой площади обычно появляются выпуклости, которые перемещаются при нажатии пальцем. На маленьких участках появляются вмятины, и их нельзя так легко исправить, как в предыдущем случае. Определить тип дефекта можно своими силами. При нажатии на выпуклую область будет слышен характерный скрип.

Чем можно устранить царапины на кузове?

Для исправления таких дефектов потребуется шлифовальный лак, набор инструментов и краска. Сначала необходимо удалить царапины с помощью растворителя и воды, а также обработать их антикоррозионными препаратами. Затем поврежденное место шлифуется, на него наносится грунт. После этого проводится покраска и нанесение лакокрасочного покрытия.

Количество личных автомобилей в России постоянно растет, а следовательно, увеличивается и число дорожно-транспортных происшествий. Автомобили, поврежденные в результате аварий, требуют ремонта кузова. Кроме того, транспортные средства старше 10 лет часто получают повреждения вследствие ненадлежащего ухода, воздействия химических реагентов, погодных условий и колебаний температуры окружающего воздуха. Особо подвержены повреждениям колесные арки и пороги.

Игнорирование повреждений кузова впоследствии может привести к более серьезным дефектам и необходимости дорогостоящего обслуживания. Кроме того, подобные дефекты негативно сказываются на безопасности. При выполнении работ по рихтовке кузова необходима шлифовка поверхности, ее покраска и нанесение лака для полного восстановления заводского состояния металла.